Четверг, 28.11.2024
п.Кадуй
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Дайте свою оценку нашему сайту
Всего ответов: 118
Главная » 2008 » Сентябрь » 17 » Их разбудила мечта
Их разбудила мечта
20:36

 

 
Узнав перед поездкой сюда о старушке, живущей в землянке, мне не терпелось ее увидеть. Корепановы согласились показать, где она находится. С этого поля пришлось переехать на более маленькое, на котором возвышался новенький сруб дома. Услышав работу машинного двигателя, навстречу нам вышла женщина небольшого роста. Пожалуй, зря я назвала ее старушкой. Движения ее были легки, подтянутая фигура в спортивных брюках и теплом джемпере придавала моложавости. Седые волосы на голове покрыты белым платком. И необычайно живые и добрые глаза с морщинками-лучиками, разбегающимися от их уголков. Про себя отметила опрятность в ее одежде. А ведь гостей она не ждала. Невольно в памяти возникли некоторые образы моих соседей-дачников, разгуливающих по своему участку в такой ветоши, что и одеждой назвать трудно. Всем своим обликом она мне кого-то напоминала. Только позже, дома, меня осенило, на кого Валентина Николаевна Глумова похожа – на стойкого оловянного солдатика из сказки Андерсена, способного выдержать любые испытания, выпадающие на его долю.

 - А я думала, сын приехал. Посреди-то недели, чего вдруг? - всполошилась женщина.

Узнав цель нашего визита, она предложила осмотреть сначала новостройку – ее гордость, но я, перебив своей нетерпеливостью, попросила показать землянку, в которой она прожила всю осень, начиная с августа, и зиму.

- Ну что ж, пойдемте, вот она, - Валентина Николаевна, смущенно улыбнувшись, повела нас в сторону от дома, где располагалось сооружение, внешним видом напоминающее погреб. На косяке около входа висела приколоченная миниатюрная подкова: чтоб счастье жило в этом “доме”. Под навесом, примыкающим к землянке, на полочке аккуратно сложены подготовленные головки чеснока: сохнут перед отправкой на зимнее хранение. И еще какая-то сушеная трава в белых полотняных мешочках.

 По дощатым ступеням, положенным прямо на землю, мы спустились “в зимовье” хозяйки. Сквозь узкое окно, находящееся на уровне земли, свет почти не проникал в это темное “помещение”, если его можно так назвать. Ему лучше подошло бы определение “яма”. Валентина Николаевна, держа в руках заж-женную свечу, объясняла устройство своего пристанища:

- Сначала я жила в палатке два месяца. Квартиру в городе приходится сдавать – нужны деньги на строительство. Яму под землянку размером 3,5 на 3,5 метра копала сама 9 дней.

 С ее обустройством и в строительстве надземной части помог В.А. Беляев. Стены, пол и потолок укреплены половинками бревен, обиты утеплителем, а сверху еще картоном от коробок. Пол покрыт древесно-волокнистой плитой. В полумраке помещения удалось разглядеть стол, на котором находилась двухконфорочная газовая плита, приколоченную к стене полочку с жестяной баночкой и еще с какой-то утварью и подобие топчана, аккуратно накрытого покрывалом. Последней на глаза попалась небольшая железная печка на ножках. Я представила, как Валентина Николаевна жила здесь короткими зимними днями: в поле среди леса, вдали от деревни с оставленными пустующими избами. И неужели не болела?

- Болеть не болела, Бог миловал. Хотя таблетки всякие есть, только закинуты куда-то. Да и скучать мне было некогда! Утром проснешься, а снегом замело все поле до основной дороги (метров 200). Разгребаю вместо зарядки. В землянке тепло поддерживала постоянно. Вы не поверите, - Валентина Николаевна взяла из небольшой поленицы под навесом узкое полено длиной с полметра. - Я его распиливала на части, и хватало на одну топку печки раз в день. Очень экономно. За зиму сожгла совсем немного дров.

Ну, конечно, в ночной рубашке в своих “апартаментах” спать не ложилась. Одежда была та же, что и в тот день на ней.

- Мылась я в корыте в землянке, - с простодушной усмешкой ответила на мой вопрос женщина. – Вот только трудности испытывала со стиркой и полосканием белья: река-то далеко.

- А чем же вы питались? – недоумевала я. 

- Не голодала, не думайте. Я все ем, - и, засмеявшись, в полголоса добавила: - И мясо ем, хотя нам как бы не рекомендуется (В.Н. имеет в виду сложившиеся традиции переселенцев).

- А я заметила, у вас на поленице лежит громадный целлофановый мешок с пустыми банками из-под консервов. 

- Да-да, я и не скрываю. У меня первая группа крови, как у первобытных людей, которые питались одним мясом. Вот и я без него не могу. А пустые банки припасаю для другого, - хитро улыбнувшись, сказала она. - Я ни в чем себе не отказываю: захочу выпить – можно и выпить немножко, почему нет?

- Валентина Николаевна, вы, наверное, родом из деревни, привычные к труду и различным перипетиям судьбы? – такой вопрос невольно возник у меня. 

- Мы с братом воспитывались в детдоме в Переславле-Залесском. Слыхали про такой город? Когда пришла пора вступать во взрослую жизнь, отучилась в московском швейном техникуме, вышла замуж, родился сын.

 - Но не пожилось мне с мужем, разошлись, - сказала Глумова с некоторой тенью разочарования, на мгновение вернувшись в свои воспоминания. Но тут же встрепенулась от них: - Ну, ничего! Потом трудилась ткачихой три года в Орехово-Зуево, четыре года на швейной фабрике мастером. Приехала в Череповец, где на железной дороге отработала 23 года осмотрщиком вагонов.

Там Валентина Николаевна, будучи под непосредственным руководством мастера Нины Александровны Корепановой, получила от нее для чтения первую книгу Мегре “Анастасия”.

- Я сразу же словно проснулась после долгого сна и “заболела”: захотелось уехать подальше от города, жить на земле, иметь свой дом, райский сад.

Вот так и попала она в эти живописные места своей мечты, как и другие переселенцы.

- У наших разные возможности для строительства. Я, например, начала со 110 тысяч рублей. Для изготовления сруба наняла людей, - показывая на дом, рассказывает Валентина Николаевна. 

- Вы посмотрите, как на веранде-то все устроено! – не без гордости за нее вступили в разговор молчавшие до этого Корепановы.

Построив ее, Валентина Николаевна, конечно, скорее перебралась сюда. Поэтому отверстие в срубе дома, где в будущем будет дверь, пока закрыто шторой, они висят и на двух окнах веранды, создавая некий уют в помещении. У стены – покрытая пледом кровать. Вот только осенние холода не за горами. Успеет ли Валентина Николаевна  сложить печь и доделать необходимые работы в доме? А то придется ей опять зимовать в землянке.

Похвасталась Глумова и колодцем, четыре кольца для которого отливали вдвоем с сыном. А копала его сама. Я заглянула в него: до чистой воды было недалеко. Как же удалось найти ее?

- Для этого мы приглашали специалиста, который с прибором прошел по всему участку, показал, где близко вода. Он по всем земельным наделам ходил, по полторы тысячи за работу брал. А дом я хотела вон там поставить, - Валентина Николаевна показала рукой в сторону, - но оказалось нельзя: подземная река.

Странно, вроде бы, довольно высокое место. Хотя, кто знает...

Глумова уже сделала некоторые посадки на месте своего будущего сада. Часть саженцев брала в лесу, другую – в Череповце, на рынке. Картофель выращивает таким же образом, как и Корепановы, под сеном. Рассказывала Валентина Николаевна о своем житье-бытье, и ни тени сожаления о том, что связалась она с такой работой в 67-летнем возрасте, в ее речи не возникало. Она полна энтузиазма и надежды, что исполнение ее мечты не за горами. Когда мы покидали ее будущее Родовое поместье, она, показав на соседний участок, сказала:

- Хозяйка его потеряла сына, и руки у нее опустились. В этом году еще и не приезжала. А ведь так хотела строиться здесь!

Что ж, жизнь идет. У каждого своя судьба. Просто человек устроен так, что когда у него есть любимое дело, ведущее его к поставленной цели, когда есть стремление оставить что-то для своих потомков, можно все превозмочь и легче забыть о своих страданиях.

- Давайте проедем на другие поля, где тоже люди начали делать постройки, - предложили Корепановы.

Действительно, извилистая лесная дорога вывела нас к новостройке. Здесь стоял аккуратно построенный дом на ленточном фундаменте. Не дождались люди оформления документов, создав себе проблемы! Проехав еще дальше, оказались на поле побольше. Как сказали “сопровождавшие нас лица”, эта земля была отведена под будущее Родовое поместье В.А. Беляева. Вдалеке, возле леса, виднелся недостроенный сруб дома, чуть ближе – железный вагончик, в котором, видимо, хозяин останавливается, когда сюда приезжает.

- У Виктора Александровича тоже уже есть посадки в саду, - сказала Нина Александровна Корепанова. – Видите бугорки песка? Они из ямок, сделанных под саженцы. А наполнял он их землей, которую брал возле дома. Через все поле носил!  Вот какой чапыжник на нем раньше рос, Беляев ведь все вырубил. – Она показала на частокол молодых сосен, растущих по краю участка и переплетенных друг с другом сухими ветками.

Да тут руку не просунуть, не то что пройти! Однако велико желание человека, и вот уже на месте непроходимых дебрей подрастает сад...

Пришла пора уезжать. Супруги Корепановы и Валентина Николаевна стояли на дороге, провожая нас. И тут вдруг Нина Александровна робко попросила: “Вы хоть про нас плохо-то не пишите!”. Я растерялась с ответом. Что плохого можно написать про вас, про ваш благородный труд на земле? Ведь если бы не ваши усилия и золотые руки, заросли бы поля, а земля забыла свое предназначение. Что плохого, если через пять лет здесь будут расти сады? Напоследок хочу вам пожелать: быстрее добиться оформления необходимых документов для скорейшего воплощения мечты! До свидания, до следующей встречи.

 
Ольга ОРЛОВА.

Фото автора.

Просмотров: 443 | Добавил: cvv | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz