Название “Валаам” переводят с финского как “высокая земля”, менее вероятный перевод – “земля клятвы” или “земля света”. Есть предположение, что это название происходит от имени языческого бога Ваала или библейского прорицателя Валаама. Согласно преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников христовых – Святой Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на архипелаг, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Он предвещал великое будущее Валааму. После Крещения Руси здесь начал существовать монастырь с игуменским управлением. Основателями его являются Преподобные Сергий и Герман, пришедшие на дикий скалистый остров из восточных стран. Они пребывали вначале в Киеве, оттуда удалились, спасаясь от гонения на христианскую общину. У этой обители – история, уходящая в глубокую древность, и очень трудная судьба.
Вот и сбывается моя давняя мечта – ступить на валаамскую землю. Наш теплоход огибает несколько островов и островков с мысами, бухтами и проливами и направляется к пристани, куда уже причаливает другое судно. Небольшая скорость движения по воде позволяет разглядывать берега, покрытые густым хвойным лесом вперемежку с лиственными деревьями, отвесные гранитные скалы. Пейзаж настолько живописен, что становится понятно, почему веками так притягивал людей этот архипелаг в Ладожском озере.
Пришвартовываемся в самой глубоководной Никоновской бухте – единственной, в которой могут останавливаться большие лайнеры. Знакомство с Валаамом начинается с подъема на смотровую площадку. Отсюда открывается такой ошеломляющий вид, что все туристы, словно сговорившись, начинают щелкать фотоаппаратами. Спуск с площадки, и снова подъем – теперь уже к Воскресенскому скиту, одному из восьми, восстановленных за последние годы. Остальные оказались полностью утраченными за пятьдесят лет разорения обители. Экскурсовод (жительница Санкт-Петербурга, работник паломнической службы монастыря) страницу за страницей раскрывает ее трагическую историю.
Монастырь неоднократно разорялся шведами, сгорал и вставал из пепла. Судьба его связана с именами царей и императриц Федора Иоановича, Бориса Годунова, Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I и Александра II, Николая I, некоторых великих князей. Все они внесли свой вклад в его восстановление и развитие, многие лично побывали на Валааме. В начале 20 века это был один из важнейших духовных центров России, который называли “Северным Афоном” или “русским Иерусалимом”.
После Октябрьской революции Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории. Это на время сохранило обитель, она избежала большевистского террора. Но ее ждали другие испытания – голод, конфискация финскими войсками монастырского имущества, жизнь в другой стране по другим законам и правилам, бомбардировка монастыря в финскую войну. Тогда же при наступлении Красной Армии обитель была оставлена монахами. 12 ударов колокола оповестили о последнем дне древнего Спасо-Преображенского монастыря. Потом в его стенах находились школа юнг, дом-интернат для инвалидов войны и престарелых, а в Воскресенском скиту обосновалась туристическая база. Святыня была поругана, на земле, куда много веков тысячи людей приезжали очистить свою душу (христиане знают, что стоит за понятием “намоленный”, то есть сконцентрировавший в себе большую созидательную и исцеляющую энергию), в советское время был организован историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Вынашивались планы его развития с устройством канатной дороги и строительством аэродрома. К счастью, в начале перестройки здесь появились православные иноки, и шаг за шагом началось восстановление монастырской обители. Сегодня к ней возвращается былая слава Великой Лавры. Каждый день сюда причаливают до десяти и более больших и малых судов с туристами и паломниками.
Пяти часов пребывания на Валааме, конечно же, крайне недостаточно для того, чтобы насладиться красотой природы, побывать хотя бы на нескольких из 50 больших и малых островов, познакомиться со всеми достопримечательностями архипелага. За это время можно лишь навсегда очароваться Валаамом. Нужно жить здесь несколько дней, чтобы увидеть все действующие скитов, расположенные в разных уголках архипелага, полюбоваться восстановленными храмами и часовнями, побродить по старому игуменскому кладбищу и монастырскому саду, очароваться здешними пейзажами с озерами, холмами и скалами.
Из-за недостатка времени приходится воспользоваться катером, чтобы успеть побывать на центральной монастырской усадьбе. Она расположена в шести километрах от пристани, куда причаливают большие теплоходы. Самые отчаянные туристы решаются преодолеть это расстояние пешком. Поездка на катере обходится в 200 рублей с человека, но позволяет увидеть немалую часть архипелага со стороны Ладожского озера и получить впечатления, которые не сравнимы ни с чем. Кроме того, во время этого получасового плаванья экскурсовод знакомит с хорошо видимыми с борта катера Предтеченским и Никольским скитами, расположенными на небольших островах. Следующее незабываемое зрелище – величественный Преображенский собор с колокольней высотой 72 метра, окруженные двумя рядами (каре) келейных корпусов с Успенской и Никольской церквями. В открытые окна одной из них звучат небесные голоса певчих, заманивания туристов в ворота храма.
Как оказалось, поет в нем приезжающая сюда на заработки из Питера учащаяся молодежь, чья будущая профессия связана с музыкальным искусством. Входной билет на их концерт – 60 рублей. Редко кто из туристов и паломников равнодушно проходит мимо, большинство их идет в храм и, затаив дыхание, слушают…
Подробности о жизни архипелага узнаю из разговоров с членами экипажа катера, экскурсоводом, продавцом частного магазинчика, работающего возле монастырских стен, водителя маршрутного такси, доставившего нас от монастыря обратно к пристани. На архипелаге живут 250 человек мирского населения, работают школа, детсад, гостиница, здравпункт. Частный предприниматель доставляет сюда на катере продукты из карельского города Сартавала, расположенного в 47 километрах от архипелага. Монахи, как и в прежние времена, заняты сельским хозяйством, но для обработки полей используют теперь современную импортную технику. Местный люд работает в основном в монастыре либо обслуживает многочисленных туристов и паломников. И на святой земле сегодня никуда не деться от коммерческих отношений.
У пристани в ожидании отплытия нашего теплохода обходим торговые ряды с сувенирами и продуктами в дорогу. Среди таких же, как мы, любопытствующих замечаю немолодого монаха. Нахожу повод заговорить – хочется расспросить его о жизни монастыря и скитов, услышать рассуждения о том, как уживаются рядом коммерция, преследующая выгоду, и святость с ее стремлением бескорыстно помогать ближнему.
- Вы с Воскресенского скита? – показываю я на сверкающий золотом купол ближайшего храма, служащий для судов маяком.
- Я со святой Руси, - слышу многозначительный ответ. Уловив недоумение в моих глазах, монах уточняет: – С теплохода “Святая Русь”. А сам я из Киева.
Он спешно направляется к пристани. Ответ на мой вопрос я нахожу сама: святость и красоту этой земли надо воспринимать отдельно от коммерции. Жизнь – это единство противоположностей. Так было и будет.
Через час Валаам растаял в ладожском просторе. Утром мы вернемся на питерскую набережную. Грустно от того, что путешествие заканчивается. Значит, оно удалось.
Ольга ВАТОЧКИНА.
Фото автора.
|