На огромных просторах России более трех столетий назад возникло селение под названием Уйта. Оно означает «чистое, моховое, безлесное болото». Слово заимствовано из финского языка. В начале 19 века Уйта была уже большой деревней со скотными дворами, маслобойней и переправой через реку Колпь. Строительство железной дороги внесло в ее жизнь свои коррективы. Большая часть домов была разобрана и перевезена на станцию. Так образовалось две Уйты – станция и деревня, в которой в 1979 году было всего 18 строений, разделенных огромными пустырями. Но постепенно началось ее возрождение. Сейчас в Уйте уже более 50 красивых домов, в которых живут не менее прекрасные люди.
Редакционная машина подъез-жает к деревне, и мы попадаем в сказку. Живописное место! Добротные дома. Ухоженные участки, поражающие взор шикарными цветниками. Между высоких сосен и крутых берегов течет красавица Колпь. Мы были слегка удивлены, увидев вдали женские фигуры в белых одеждах.
- Скажите, пожалуйста, где тут у вас праздник деревни?
- А видите, впереди народ подтягивается? Мы тоже туда идем.
Доехав до конца улицы, наблюдаем такую картину: небольшая площадка на берегу реки, несколько бревен вместо сидений – импровизированный зрительный зал. У сосен небольшая ширма, рядом стол, на нем маленький магнитофон и небольшие комнатные колонки. Организаторы праздника, узнав, что мы из редакции, засмущались:
- Ой, мы и поем-то не очень, по листочкам да без музыки.
Потом выяснилось, что главный инициатор организации такого торжества для уйтинцев – Галина Александровна Саропулова. Еще в 1958 году она приехала в Череповец. У нее два диплома – библиотекаря и экономиста. В Уйте они с мужем купили дом, отремонтировали его, засадили участок. Сейчас в этом доме Галина Александровна проживает до зимы со своей сестрой. Идея проводить праздник деревни пришла ей в голову еще 10 лет назад. Трое маленьких дачников бегали около дома Галины Александровны, явно маясь от безделья. Женщина пригласила сорванцов к себе домой. В разговоре выяснилось, что мальчишки этой осенью пойдут в первый класс. Появилась идея организовать праздник «Проводы в школу». Это было спортивное мероприятие, на котором деревенская детвора участвовала в веселых стартах, эстафетах и конкурсах. На следующий год решили его повторить. На берегу реки соорудили спортплощадку. Сагитировали на это благое дело и взрослое население, выкорчевали пни, разровняли территорию, установили простейшие спортивные снаряды. Так появилось место не только для проведения спортивных соревнований, но и других совместных деревенских праздников. Теперь здесь отмечают праздник Ивана Купалы, День урожая, деревенские посиделки, Троицу, День Уйты и День пожилого человека.
Несмотря на то что Галина Александровна не имеет педагогического образования, она быстро сумела найти общий язык с детьми. И при этом детвора весьма серьезно отнеслась ко всем ее поручениям. Регулярно приходили на репетиции, которые длились иногда по три часа. Разучивали стихи, песни, разыгрывали небольшие сценки. Не остались в стороне и родители этих ребятишек. Они помогали шить костюмы, готовили декорации. Кому-то даже пришла мысль сделать свой флаг, на котором изображены солнце, река, лес, цветы и название родной деревни. С тех пор этот флаг неизменно поднимается перед каждым мероприятием под торжественную музыку и аплодисменты. А своих юных друзей Галина Александровна любовно называет: «Мои маленькие уйтята». Теперь каждый год в День Уйты в честь очередного первоклассника исполняется танец маленьких уйтят.
Прошло 10 лет, и Галина Александровна уже не занимается непосредственно с детьми, но у нее есть отличные преемницы – Наталья Николаевна и Инна Алексеевна. Они тоже отдают все тепло своих сердец ребятишкам. А среди них и жители Санкт-Петербурга, и Череповца, и даже Германии, которые на все лето с родителями приезжают в деревню.
В этом году День Уйты начался с выступления ансамбля «Уйтинские березки». А костюмы, те самые белые одежды, участницы смастерили сами. Расшитые сарафаны украсили бисером и бусами. На головах – красивые уборы. А когда стали петь, то я поняла, что они явно скромничали, когда говорили, что «поют не очень». Исполняли они слаженно и задушевно даже без аккомпанемента. Во время выступления им подпевали маленькие уйтята, которые также продемонстрировали свои таланты. Ребята порадовали зрителей стихами, песнями, танцами, театральными сценками. А еще показали свои поделки из природного материала. Песню «Солнечный круг» пели всей поляной. Даже накрапывающий дождь не смог помешать празднику.
Я смотрела на деревенских артистов, и меня не покидало ощущение радости и даже белой зависти к этим людям. Невольно вспомнились старые советские фильмы про деревню – удивительное единение душ и сердец и замечательная связь поколений. Мы сидим с Галиной Александровной в ее уютном доме, пьем чай. Она бережно раскладывает фотографии и старые сценарии, написанные ею за долгие годы работы с детьми.
На берегу речушки Колпь
Стоит деревня Уйта.
В ней проживающий народ
Спокойно чувствует, уютно.
На берегу речушки Колпь
Еще живут уйтята.
Они, поверьте мне, друзья,
Отличные ребята.
Площадку строили они
Своими детскими руками
И вымпел с флагом
расписным
Придумали и сшили сами.
Деревне Уйта долго жить,
Пока живут уйтята.
Они, поверьте мне, друзья,
Отличные ребята.
Галина Александровна читает свои стихи, а я думаю: «Кто сказал, что деревня умирает? Пока есть такие энтузиасты, умеющие объединять и зажигать сердца радостью и оптимизмом, деревня будет жить.
Марина СЕВРУК.
|