Из всех хозяйств района в нынешних условиях, когда государство упорно не желает поддерживать село, пожалуй, сейчас труднее всего “Ниве”, у которой даже и частных инвесторов нет.
То есть денег, реальной помощи вообще ждать неоткуда. Но хозяйство живет: сеет, пашет, ведет заготовку кормов. Никаких радужных перспектив, оптимистических планов директор ООО “Нива” Марина Карабанова не строит. Нет у нее повода для хорошего настроения. Говорит, ферма у них старая, надо бы новую строить, но эту проблему им никогда не решить. Почему? Да просто никто не даст кредит под такую небольшую и малоценную собственность. Приходится выкручиваться изо всех сил, чтобы выжить, не сорвать план сельскохозяйственных работ. А иначе нельзя. Поэтому тот же сев прошел нормально и в намеченные сроки, причем яровыми культурами – овсом, пшеницей – засеяли 165 гектаров. Все-таки нашлись деньги на зерно и на горючее. Область немного помогла, дав четыре тонны дизтоплива и удобрения. Но изыскивать средства становится с каждым годом все труднее. Молоко, главный и основной продукт, который продает хозяйство, приходится реализовывать дешево. Недавно закупочная цена на него вновь упала, при том что цены на продовольствие стабильно растут, как во всем мире, так и в России. В Славыневе, куда поступает молоко, в том числе и с “Нивы”, принимают его уже не по 12 рублей за литр, а по 10.50. Это столько дают за молоко первого сорта, второй стоит 9 рублей. Меж тем в торговой сети оно дорожает. Так, в одном из кадуйских магазинов еще на прошлой неделе его можно было купить по 19.50, через неделю оно подорожало до 20.80. Тенденция ясна. По хозяйствам такая политика бьет сильно. Ясно, что им просто не дают встать на ноги.
- Цены на горючее продолжают стабильно расти, - констатирует Марина Вячеславовна. - Да все растет: и стоимость кормов, и электроэнергии. Сейчас уже за киловатт приходится платить четыре рубля. А попробуй, не заплати вовремя, сразу придут и обрежут провода. Ладно еще, фермы за долги не отключают. А вот мастерскую в прошлом году обесточили за неуплату долга за свет. Да еще плюс налоги заплати. А что в остатке? Только не прибыль – на зарплату ели набираем. В среднем она у нас выходит 3700-4000 тысячи. Разве это деньги? Позор!
Поэтому многие механизаторы уже давно ушли из хозяйства. Кто помоложе – на “Севертару”, другие предприятия. Словом, кто куда. Остались в основном люди старшего возраста, которым, возможно, и деваться некуда. И ничего, работают даже в таких условиях.
- Потом мы с вами съездим на поле. Посмотрите, как ведут кормозаготовку, сфотографируете, – предлагает директор. – Нет, в поле они не обедают, – отвечает далее она на мой вопрос, – сюда в контору приезжают перекусить. Надо будет кормить. Но пока еще время есть, можно поговорить о технике.
Да, она у них есть, но уже старая и довольно изношенная. Например, еще раньше купили по лизингу трактор. Технику-то приобрели, но вышло очень дорого, переплатили за нее еще сколько. А вообще, тракторы – и МТЗ-82, и Т-150 – это вчерашний день. А вот про лошадь, если она предназначена только для пастуха, никогда этого не скажешь. Она незаменима, когда пасешь коров (не бегать же пастуху по лугам на своих двоих). Был у них Мальчик, но как-то нечаянно подвернул бедняга ногу. Стали искать нового коня. Недавно “Нива” купила за 30 тысяч молодую лошадку с череповецкого ипподрома. И ведь чуть не лишились ее. Скорее всего, ребятишки выпустили из загона, а та, почуяв свободу, убежала. Добралась она на радостях аж до поселка Фанерный Завод. Там и нашли беглянку. Понятно, привели домой. А из-за нее такой переполох случился. “Я думала, инфаркт получу”, - делилась со мной Марина Карабанова. Теперь точно коровы при пастьбе без присмотра не останутся. Кстати, пастуха на летний период тоже сыскали в Череповце. С пастухами вообще большая проблема. Найти их – нелегкая задача, и дело очень ответственное.
Лошадь купили, а вот директор ездит на старенькой “девятке”. Машина плохая, ни к черту. Техосмотр на ней прошли только на девятый раз.
- Осенью получу права и сама сяду за руль, - уверенно говорит Марина Вячеславовна. - Хорошо бы приобрести “Ниву” или “УАЗик”, чтоб везде можно было проехать. У меня ведь не все под руками, приходится и в Бойлово ездить, где тоже есть ферма.
Но это в проекте, сейчас надо заниматься другими насущными делами. Травы в этом году, по ее оценке, плохие. Она еще раз прошлась по полям и убедилась, что никуда не годные. Трава растет редко, да и не вырасти ей больше. Думает, соберут намного меньше, чем в прошлом году. Погода майская подвела, дождей не было, стояли холода. Тем не менее травы уберут с 325 гектаров.
Механизаторов своих руководитель хвалит. Молодцы, ребята! Один из них, Иван Корпекин, недавно принимал участие в областном конкурсе пахарей, который в этом году проходил в Верховажском районе. Рассказывая о нем, переживает:
- Занял там четырнадцатое место. И все потому, что техника у нас в хозяйстве устаревшая. Ему бы потренироваться на новом тракторе, может, тогда бы и отличился на соревнованиях пахарей. Потом делился с нами впечатлениями. Говорил, что там, пусть и в мелочи, но проявилось отношение государства к сегодняшним сельским проблемам. Его поразил один высокопоставленный чиновник, который выступил после завершения конкурса. Больше всего он говорил о футболе, мол, какие успехи! А нам плевать на этот футбол!
Через несколько минут Иван Корпекин, работавший в тот день на трамбовке (в траншею укладывалась зеленая масса), тоже вспоминал недавний конкурс. Он уже не первый раз принимает участие в подобных мероприятиях. Говорит, немного запутался в переключении скоростей, поскольку техника вообще для него новая. На таком тракторе раньше никогда не пахал. А от Кадуя он выступал не один, вместе с ним приехал в Верховажье паренек из ПУ-45.
- Марина Вячеславовна, сколько уже заложили зеленой массы в траншею?
- Пока пятьдесят тонн, но мы ведь только начали.
На поле работала сенокосилка, и травы оттуда надо бы, сказала она, убрать побыстрее, пока не приехали связисты, прокладывающие через их поля кабель оптико-волоконной связи, а то испортят все, роя траншею. Поэтому механизаторы старались вовсю.
Рад был, что здесь, на этом поле, встретил своих бывших учеников – Андрея Смирнякова и Николая Топникова. В отличие от многих своих одноклассников, они не уехали в город, а остались работать на земле. Нелегкое сегодня это дело. Марина Карабанова так и говорит: “Не нужны мы государству”.
А, действительно, не нужны. Уже уезжая обратно, я вспомнил недавно прочитанный журнал “Наш современник”, где цитировалась газета “Завтра”. Очень ценная информация для размышления. Оказывается, министр сельского хозяйства А. Гордеев, чтобы расширить производство, просил Правительство выделить Россельхозбанку 60 миллиардов рублей на кредиты хозяйствам. Но кабинет министров, с подачи Минфина, ограничился выдачей лишь 8 миллиардов. Потрясающий факт: государству жалко денег на собственную продовольственную безопасность. Значит, лучше быть в зависимости от мирового рынка, чем помочь тысячам таких хозяйств, как “Нива”?
Михаил ИЛЯСОВ.
На снимке: Андрей Смирняков и Иван Корпекин.
Фото автора.
PS: К моменту выхода статьи в «Ниве» заложили уже свыше 500 тонн силоса.
|