Понедельник, 20.05.2024
п.Кадуй
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Дайте свою оценку нашему сайту
Всего ответов: 118
Главная » 2008 » Апрель » 22 » И увидеть в воде удивленного карпа
И увидеть в воде удивленного карпа
19:41
   


Казалось, что общего у рыб и коров? Как известно, на эволюционной лестнице они расположены фантастически далеко друг от друга. Но аквакультуру, то есть искусственное выращивание рыб, традиционно относят к животноводству, и значит, рыботоварная фирма “Диана” (на этом правильно акцентирует внимание ее директор Владимир Ефименко) относится к сельхозпредприятиям со всеми вытекающими отсюда особенностями и отличиями. Он говорит, что похожего действительно много. Например, лето – это вегетационный период, выращиванию отводится осень, зима. Все данные параметры полностью соответствуют их производству по выращиванию рыб. А раз сейчас весна, то и начал он рассказывать о “Диане” именно с этого, горячего для них, как отметил сам директор, времени года. Причем, каждая весна приносит одни и те же хлопоты.
Чем же важен для предприятия этот цикл? Прежде всего, в самих рыбах начинаются большие изменения. Зимой они находились практически в анабиозе. Но весной, почувствовав талую воду, как бы пробуждаются. В них усиливаются обменные процессы. Кормов, естественно, они теперь потребляют больше. Как раз весной идет массовое перемещение рыб из садков в бассейн, где будет создана оптимальная температура. Туда переведут старшие возрастные группы осетров, самые ценные и дорогие, тех, которых лелеяли, выращивали десять лет, – так называемый маточник. Переезд на летние квартиры вот-вот начнется, как только пройдет паводок а вместе с ним уйдет грязная вода. Собираются также переводить рыб и в реку. Чтобы те не уплыли на свободу, существуют специальные металлические понтоны, садки. Делается это все, чтобы защитить рыбу, поскольку на ГРЭС бывают аварийные ситуации, связанные с повышением температуры воды. А для рыбы тепловой удар может быть смертелен. В частности, готовится погрузиться в свежие речные воды и малек. Пока он совсем крохотный, весом всего в один грамм, но к июню подрастет, и его прямиком отправят в Суду, где за всю историю существования рыбхозяйства температура выше 24-26 градусов не поднималась. Для осетра, кстати, это самые оптимальные условия. Этот своеобразный дачный сезон длится до августа, и тогда рыбу переводят обратно в пруд. Понятно, что все весенние работы одним переводом рыб не ограничиваются. С возникновением икорного цеха теперь каждую весну специалисты занимаются получением икры, причем как идущей потом на переработку, так и о живой, оплодотворенной.
- Сейчас как раз идет ее инкубация, - рассказывает директор “Дианы”. - Мы работаем в нескольких направлениях. Во-первых, выращиваем товарную рыбу, получаем малька, в том числе и для продажи. Во-вторых, мы получаем икру для дальнейшей переработки. Работы в нашем икорном цехе продолжатся весь апрель. У нас в рыбоводстве недавно даже появилось понятие дойного стада. Но, если на селе это коровы, то у нас самки осетра. Чтобы получить икру для пищевых целей, им делают небольшую операцию, рубцы через год заживают, и у рыбы снова можно брать икру.
Но если готовая икра – продукт дорогой, предназначенный на особого потребителя, то, например, карп изначально был рассчитан на массового покупателя. В этом году мы намерены удвоить объемы производства. Дело в том, что его стали хорошо брать, поэтому предприятие решило использовать повысившийся спрос для обоюдной выгоды.
Причина вернувшейся популярности карпа вовсе не в прихотях потребительских запросов, директор по-прежнему считает, что все дело в кормах. Раньше они были, признает, плохие. Ругались они с поставщиками по поводу их качества. Из-за этого у рыбы был неприятный привкус, который, вероятно, надолго отбил желание возиться с ним на кухне ради обеда или ужина. Былая слава к карпу медленно стала возвращаться только с переходом на шекснинские корма. И Владимир Павлович не может не удержаться, чтобы еще раз не похвалить своих партнеров, и вспоминает, как однажды к ним в “Диану” приезжали коллеги из Смоленска. Они тоже разводят карпа, но кормовой коэффициент, то есть затраты количества корма на килограмм привеса, у них в два раза выше, чем на кадуйском рыбхозяйстве. Удивились, отчего же это? Тогда в “Диане” им посоветовали перейти на шекснинские корма. Те взяли их для пробы домой. И вскоре убедились, что на новых кормах рыба растет быстрее. Да и вкусовые качества у нее улучшились. Покупателя не проведешь. Даже в Москве поняли, какая рыба лучше. Факт есть факт, директор просто с приятным чувством констатирует его:
- Мы ведь свою продукцию и в столицу поставляем, хотя везут туда обитателей прудов и водоемов отовсюду. Но что интересно: наша рыба хоть и стоит в два раза дороже, но супермаркеты и рестораны предпочитают именно ее. Для платной рыбалки также просят нашу, северную рыбку. У тех же карпов, но с южных областей, присутствует неистребимый вкус тины. Там же распространено озерное рыболовство.
Вот мы все говорим об аквакультуре, то бишь, искусственном разведении. А как сейчас обстоит дело с зарыблением естественных водоемов?
- Увы, но в настоящее время программы восполнения естественных водоемов просто не существует. Хотя раньше она действовала, даже в девяностые, во времена взаимозачетов. Помню, у нас брали рыбу, а взамен могли дать стекло, которое я выдавал в виде зарплаты, а люди потом его продавали. Так вот, в то ругаемое время существовала хорошая программа зарыбления водоемов области. Раз мы в своей работе тесно связаны с электростанцией, то был заключен такой тройственный союз, включая еще и областной экофонд. Например, “Диана” не платила ГРЭС за тепло, станция не перечисляла средств на эту сумму в экологический фонд. Но рыбхозяйство взамен платежей занималось воспроизводством рыбных запасов. В те времена мы выпустили десятки тысяч особей нельмы. Она, как известно, занесена в Красную книгу. Работали и с нельмушкой, сухонской стерлядью. В нашем районе зарыбляли карпом пруд-охладитель. Да что карп! Если бы в свое время не выпустили в него белого и черного амура, никто бы в Вологодской области и не знал, что это за рыба.
- Любопытно, а как ловят белого амура?
- Да на обычную удочку. Я слыхал, что лучшей наживкой является ивовый листочек. Он плывет поверху, его и хватает амур, рыба сильная, мощная. Вываживать его нелегко. Мы пробовали бросать в воду еловую веточку, так белый амур быстро ее обгладывал.
Когда рыба находится совсем рядом, всегда хочется на нее посмотреть, тем более, если приглашают. Говорят, пойдемте, увидите сами, что происходит с оплодотворенной икрой и как выглядят осетры на стадии личинки. По пути Владимир Павлович обращает внимание на ремонт, затеянный на первом этаже. Видимо, основательно хотят переоборудовать большое помещение.
- Да, здесь планируем устроить микробиологическую лабораторию для исследования икры, соответствующую всем стандартам. И в этом огромном здании будут работать всего три человека.
Раз зашла речь о ремонтах, сразу в тему спрашиваю о строительстве второй очереди рыбхозяйства. Да, это уже решенный вопрос. Сейчас делается проект, ведутся изыскательские работы. А непосредственно к строительству должны приступить уже осенью. А поскольку рыбоводство относят к сельскохозяйственной деятельности, то на “Диане” рассчитывают попасть в программу по развитию агромпромышленного комплекса.
Осетры, такие сильные и большие, берут свое начало здесь, в инкубационно-личиночном цехе, где можно своими глазами увидеть все стадии развития рыбы, начиная с живых икринок. Да вот они – в больших конусообразных стеклянных сосудах.
- Вот, видите, - показывает директор, - здесь инкубируется живая оплодотворенная икра, только вчера полученная. Через семь дней из нее образуются личинки.
Наблюдать за ними интересно. Их помещают в большую ванну, где они не плавают, а скорее роятся, как насекомые. Но развиваются довольно быстро, по истечению месяца поднимаются на более высокую ступень, превращаясь в малька. Ну, малек – это уже почти рыба, только крохотная. Я смотрю, как они энергично и юрко мечутся под водой. Фотографировать их там бесполезно, фотогенично смотрятся только взрослые особи. Тем не менее достаю фотоаппарат. Нет, снимать нельзя, плохо видно. Но лучше, чем Владимир Ефименко, не придумаешь. Он лезет рукой в воду и ловит мальков. Я навожу объектив на его ладонь, где трепещутся несколько рыбок. Все вместе они похожи на ожившую китайскую гексаграмму. И в самом деле, они представляют маленькую загадку: и как это могут уместиться на ладони сибирские осетры! Не иначе, как в младенчестве, которое есть и у царской рыбы.



Михаил ИЛЯСОВ.
Фото автора.



Просмотров: 502 | Добавил: cvv | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz